Суббота, 27 Апреля 24, 02:13

Вы вошли как Червячок
Группа "Червячок"
RSS

Главная | Мой профиль | Выход
Приветствую Вас Червячок | Регистрация | Вход



Меню сайта
Форма входа
Посмотрю ка я :
Уход [20]
Приобретение [8]
Кормление [22]
Потомство [11]
Дрессировка [20]
Содержание дома [8]
Другие советы [35]
Болезни [8]
Породы животных [47]
Наш опрос
Как сайт?

        



Всего ответов: 19
Мини-чат
200


02:13

Статистика

Сейчас на I Love Animal!: 1
Червячков: 1
В норке: 0
Главная » Статьи » Дрессировка

Дрессировка и воспитание собаки
Воспитание щенка начинается с момента появления его в доме. Под воспитанием понимается выработка навыков и привычек полезных для хозяина.
  В широком смысле воспитание заключается в том, чтобы привить собаке понятия "нельзя" и "можно" и чтобы она помнила, что ей разрешено, а что запрещено даже когда хозяин ее не видит. Однако обучение собаки не ограничивается выполнением нескольких команд. 
  Главная цель - вырастить собаку удобную и без проблемную в общении для спокойствия хозяина и долгой жизни собаки.

Воспитание начинается в период роста собаки и переплетается с начальной дрессировкой. Собака, не воспитываемая с щенячьего возраста, гораздо хуже поддается обучению и дрессировке впоследствии. Успех воспитания зависит от правильного поведения владельца (дрессировщика) и знания основ психофизиологии поведения и дрессировки собак.

Правила дрессировки

Дрессировщик во всем комплексе его влияния на собаку (голос, жесты, характер движения, выражение лица, вид его одежды, присущий только ему индивидуальный запах) является для нее главным и сильнейшим раздражителем. Поэтому прежде всего необходим прочный контакт между ним и собакой, что внешне проявляется в неослабном наблюдением собаки за дрессировщиком, полным послушанием и отсутствием боязни. Немаловажно и правильное поведение дрессировщика: непоследовательность, нечеткость команд, резкие, лишние движения могут вызвать у собаки непонимание или проявление оборонительной реакции в форме злобного или трусливого отношения к дрессировщику.

При проведении дрессировки собак необходимо:

- знать особенности характера и поведения собаки (спокойный или недоверчивый, злобный) и определить, что будет служить для нее поощрением во время дрессировки: лакомство, ласка, что-то другое? Что может заинтересовать щенка (собаку) в работе?

- установить для себя цель воспитания собаки и вести дрессировку с определенной для каждого занятия задачей;

- наблюдать за физическим состоянием собаки;

- наблюдать за заинтересованностью собаки во время дрессировки;
помнить, что у щенков нет длительных очагов возбуждения, т. е. того, что мы называем вниманием. В этом возрасте щенок, как и ребенок, ищет все новые и новые впечатления, его внимание не останавливается долго на одном предмете или действии: щенок будет выполнять команды только тогда, когда ему это интересно;

- помогать собаке, наталкивать ее своими действиями на четкое исполнение команды;

- не использовать сильные раздражители при работе со щенком (это может испугать щенка, вызвать недоверие и страх перед дрессировкой);

- не переутомлять молодую собаку;

- четко разграничивать на занятиях рабочее и свободное состояние собаки. Это касается и поведения самого дрессировщика: четкие движения, приказной тон команд на занятии и свободное движение собаки и игра в перерыве;

- обучать щенка постепенно: обучение должно идти от простого к сложному;

- тщательно вырабатывать необходимый условный рефлекс у собаки, строго соблюдая условия его образования;

- не изменять слов команды, жестов и сигналов, отдавая их четко и единообразно. Менять интонации команды в соответствии с поведением собаки;

- настойчиво требовать от собаки выполнения известных ей команд. Несколько отказов от выполнения - и собака забудет команду;

- не отрабатывать всегда одну и ту же последовательность команд,
иначе щенок не сможет выполнять команды в другой последовательности
(образуется динамический стереотип);

- важно поощрять щенка каждый раз, когда он произвел желаемое действие, чтобы закрепить рефлекс;

- не злоупотреблять вкусовыми поощрениями, использовать их на начальном этапе, а далее заменять похвалой;

- не кричать на собаку. В качестве наказания действеннее будет рывок поводка или шлепок.

- наказывать собаку только в момент совершения действия. Не позволять собаке убегать после наказания (это означает для собаки, что "правда на ее стороне"), заставить ее подождать, пока вы сами ее не отпустите.

- необходимо разнообразить занятия. Проведение дрессировки на одном и том же месте, в одно и то же время создаст у собаки такую условную связь, при которой она исполняет команды (работает) только на этом месте и только в это время. Появление помощников дрессировщика на занятиях в одних и тех же тренировочных костюмах приучает собаку реагировать на человека, одетого в такую одежду.


Приемы воспитания и дрессировки

Приемом дрессировки называются последовательные действия дрессировщика для выработки у собаки определенного навыка. Прием выбирается с учетом особенностей собаки, ее темперамента.

Механический
Основан на подкрепление условного раздражителя физическим или болевым воздействием. При механическом приеме можно добиться безотказного выполнения собакой всех команд, но этот прием применим только к сильным, уравновешенным собакам. Применяется при дрессировке караульных собак и при начальной дрессировке собак-флегматиков.

Недостатки: собака боится дрессировщика, выполняет команды по принуждению, без заинтересованности. В результате воздействия сильных раздражителей между человеком и собакой нарушаются нормальные отношения, основанные на доверии друг другу.

  Вкусо - поощрительный
Основан на пищевом раздражителе. Желая получить лакомство, собака выполняет команду. При применении этого приема быстро вырабатывается условный рефлекс, а между собакой и человеком легко устанавливается контакт.

Недостатки: этот прием не обеспечивает безотказности в работе собаки. Собака может отказаться выполнять команду, если нет лакомства или если она сыта. Постоянно подкармливаемая собака стремится поскорее получить лакомство, поэтому выполняет команды без особой выдержки. Этот прием практикуется при любой дрессировке, особенно при обучении щенков и комнатных собак .

Контрастный
Сочетает применение механических и вкусопоощрительных раздражителей. Объединяя положительные стороны двух приемов можно добиться выработке стойких рефлексов и установлению прочного контакта между собакой и дрессировщиком.

Недостатки: необходимо правильно сочетать оба приема.

Подражательный
Распространен в пастушьей службе и некоторых видах охотничьей дрессировки, также в караульной службе. Щенки участвуют в работе взрослых собак и обучаются наблюдая.

Недостатки: не все собаки способны обучаться таким образом.


Выработка навыка происходит в несколько этапов:

1. Вызывается первоначальная реакция на определенный раздражитель (звуковая команда или жест). Подкрепляется только правильное выполнение команды. Воздействие посторонних раздражителей должно отсутствовать.

2. Усложнение установленного первоначального рефлекса дополнением других действий. Условия не изменяются.

3. Для автоматизации навыков изменяют дрессировку проводят в других условиях, используя более сильные приемы воздействия на собаку.
Ошибки дрессировщика

Характерные ошибки дрессировщика

- Неправильная система обучения отдельным навыкам.

- Применение чрезмерных нагрузок и сильных раздражителей. Методику дрессировки стоит подбирать в зависимости от возраста и типа собаки. Применение чрезмерно сильных раздражителей при работе со щенком может вызвать боязнь дрессировщика и проблемы психологического характера.

- Незнание дрессировщиком особенностей поведения собаки, ее характера, физического состояния в данный момент.

- Невнимание дрессировщика к проявлению врожденной склонности собаки, несвоевременное и неправильное поощрение этого проявления (например, облаивание приближающегося постороннего человека и т. п.)

- Оценка поведения собаки как действий человека (очеловечивание собаки)

- Неумение правильно выработать у собаки условный рефлекс, применять безусловные и условные раздражители, своевременно закреплять поощрением правильные действия собаки.

- Плохая отработка самим дрессировщиком техники подачи команд, жестов и сигналов, нарушение единообразия в их применении, что путает собаку и задерживает образование вырабатываемого у неё условного рефлекса.

- Замена команды созвучным или близким к ней словом (вместо команды «сидеть!» то «садись!», то «сядь!»), нечеткая подача команды и т.п.

- Небрежность в обращении с собакой на занятии: наступание на лапы, случайные удары поводком или его карабином по голове; неумелое использование и подгонка применяемого при дрессировке снаряжения.

- Равнодушное отношение к дрессировке, работа по шаблону, без оживления занятия поощрением, игрой, свободной прогулкой и т. д.

- Вялое и нерешительное поведение самого дрессировщика, монотонные, неуверенные команды, отсутствие требовательности и настойчивости к обязательному выполнению собакой поданной команды, просительная интонация голоса.

- Изменение клички собаки, употребление клички в уменьшительной и ласкательной форме.

- Излишне частое применение команды запрещения «фу!» («нельзя!») с сильным воздействием, что иногда запугивает некоторых собак, или, наоборот, частое «фу!» без подкрепления безусловным раздражителем, что создает равнодушное отношение собаки к этой важнейшей команде.

- Сглаживание, т. е. поощрение собаки в момент или сразу после подачи запрещающей команды «фу!».


Воспитательная дрессировка

Воспитание и дрессировка собаки лучше всего начинать в щенячьем возрасте. Некоторые самые простые навыки прививают щенку уже с 1,5-2 месяцев. Приступая к воспитательной дрессировке щенка, нужно помнить следующее: обучение следует вести от простого к сложному, не требовать от щенка выполнения непосильных задач, не использовать сильные раздражители, чтобы не испугать щенка и не травмировать еще слабую нервную систему, следить за реакцией и вниманием щенка в процессе дрессировки, ограничивая влияние внешних раздражителей.

  Чтобы выработать начальные навыки послушания, со щенками нужно заниматься по 15 минут в день. Некоторые щенки могут выдерживать только короткие уроки. Для таких щенков нужно проводить 5-минутные занятия 3 раза в день. Очень важно хвалить его за каждое правильно выполненное действие: незакрепленный рефлекс очень быстро пропадает (тормозится).
  Приблизительно с 3-месячного возраста щенка во время регулярных прогулок знакомят с "факторами отвлечения" (новыми явлениями внешнего мира, пугающими или отвлекающими щенка). Ввод отвлечение должен идти в последовательности от более слабого к более сильному, сюда же относится приучение к выстрелам. 
С 5-месячного возраста для служебных собак можно начинать первоначальные упражнения по охране вещей, преследованию и задержанию. С этого же возраста должны вводиться и более твердые дисциплинирующие начала (причем от игры к дисциплине следует переходить легко и незаметно). В этот период особенно нужно "стремиться наглядно показать контрастные понятия "можно" и "нельзя", т.е. поощрения и запрещения, помня, что только яркость этих впечатлений и их регулярная повторяемость обеспечат успех в работе.

Самые главные команды

Самые основные команды должны знать абсолютно все собаки - от дога до чихуахуа. Вы можете сами определить, какие команды следует знать вашей собаке. Не говоря о том, что каждая собака должна знать свое имя, режим кормления и прогулок, можно предложить следующий список команд:
"Ко мне!" (так подзывают собаку к себе);
"Сидеть!" (собака должна сесть);
"Лежать!" (собака должна лечь);
"Рядом!" (собака должна идти рядом с хозяином, слева от него);
"Гуляй!" (этой командой отпускают собаку побегать);
"Стоять!" (собака должна встать или остановиться, если она двигалась);
"Место!" (собака должна оставаться на указанном месте).

Приучение к имени
Двухмесячный щенок привыкает к кличке примерно за неделю.
Предлагая щенку корм, играя с ним или лаская его, позовите его по имени. Щенок быстро свяжет с этим словом приятные эмоции.
По крайней мере, первую неделю пребывания щенка в доме, не зовите его по имени, чтобы отругать. Никогда не запрещайте собаке что-либо, произнося ее кличку повелительным тоном. Кличка собаки должна использоваться только для привлечения ее внимания.

Режим кормления
Приучить маленького щенка к режиму кормления гораздо важнее, чем кажется на первый взгляд. Каждый раз кормление позволит вам без напряжения, исподволь приучать щенка к командам. Щенок быстро поймет, что постукивание мисочки по полу - приятный сигнал, который связан с получением пищи. Этот сигнал можно сопровождать произнесением имени щенка. Малыш за считанные дни научится бежать на ваш зов. Гораздо позднее вы замените этот зов командой "Ко мне!", которой собака должна немедленно повиноваться.
В этот самый ранний период воспитания вы можете научить щенка сидеть, когда он ждет еду. Покажите ему миску с едой, но не давайте, приговаривая "Сидеть!" (или называя его кличку), и одновременно мягко и настойчиво нажимайте рукой на поясницу, чтобы он сел. Как только это произойдет, поставьте перед ним миску. Этот рефлекс закрепляется довольно быстро, поскольку щенок очень восприимчив к простым командам, повторяемым постоянно и настойчиво.

Приучение к туалету
  Большинство щенков чистоплотны от рождения. Как только щенки начинают самостоятельно передвигаться, они перестают пачкать в гнезде. Это свойство врожденной чистоплотности используется при приучении к туалету. Поэтому щенка можно на ночь (или на время, когда вы не можете за ним следить) оставлять в коробке или ящике. Так он приучится терпеть и проситься.
Если есть возможность, выносите щенка на улицу примерно каждый час. Его физиология в возрасте 2 - 4 месяцев такова, что он еще не может "терпеть" до определенного времени прогулки. Если нет - устройте ему определенное место для туалета. Относите туда щенка после каждого кормления, сна и т. д. Похвалите за "правильную" лужу.
Ругать щенка можно застигнув на месте преступления, только такое наказание будет действенным. Если вы этого не видели, лучше убрать ничего не говоря.

Приучение к поводку и ошейнику
  Для маленькою щенка больше всего подходит мягкий ошейник, легкий и плотно прилегающий. Первый раз наденьте ошейник перед кормлением или перед другой приятной процедурой. Отвлекшийся, щенок поначалу не обратит внимания на ошейник и быстрее привыкнет к нему. В период привыкания щенок может постоянно ходить в ошейнике. Не снимайте ошейник по первому "требованию" щенка, лучше отвлеките его игрой. Если ошейник вызывает слишком бурный протест или даже истерику у очень нервной собаки - снимите и отложите приучение к ошейнику до лучших времен.
  Когда придет время выходить на прогулку, пристегните к ошейнику поводок. Для щенка не подходит тяжелая цепь, которая "согнет* щенка своей тяжестью. Возьмите кожаный или нейлоновый поводок с легким карабином, чтобы щенку было удобно. Первое время не тяните и не дергайте за поводок - пусть он свисает свободно, а щенок следует за вами (или вы за ним) добровольно. Не стоит разрешать щенку особенно увлекаться игрой с поводком. Щенок должен понять, что поводок ограничивает его движения и на поводке он не может вести себя бесконтрольно.
  Специальный ошейник - пар форс ("строгий" ошейник с шипами) начинают надевать во время обучения командам и только по необходимости. Если собака прекрасно слушается, в таком ошейнике нет нужды. Но "строгий" ошейник может быть незаменим при отработке команды "Рядом!".

"Ко мне!"
  Идеальное время дня обучения подхода к владельцу - 7-16 недель. В этот период щенки нуждаются в присутствии "членов стаи" и могут быстро освоить эту команду. Желательно успеть сформировать поведение собаки до наступления у нее "стадии независимости" (своеобразный собачий "переходный возраст"), которая длится примерно от 4 месяцев до 1 года.
  Окликните щенка по имени и произнесите (с доброй интонацией) команду "Ко мне!". Когда щенок подошел, похвалите его, дайте лакомство. Если щенок слишком занят игрой и не реагирует на команду, позовите его, а затем присядьте или отбегите от него. Это привлечет внимание щенка, и он подойдет к вам. Не забудьте сразу же его поощрить. Ни в коем случае нельзя звать собаку с угрожающей интонацией. 
Если собака не реагирует на команду "Ко мне!" и не желает получить поощрение, возьмите длинный поводок. Собака может свободно двигаться, но вместе с тем вы в любой момент можете позвать ее, подтягивая за поводок и произнося команду.
Взрослую собаку обучают не просто подходить, а по команде подойти, обойти дрессировщика сзади и сесть у его левой ноги. Этот навык отрабатывается также, только собаку не просто подтягивают поводком к себе, а каждый раз обводят ее сзади себя и усаживают у левой ноги. Такие требования к выполнению команды "Ко мне!" существуют в общем курсе дрессировки.

"Фу!"
Это "запретительная" команда, которая требует обязательного исполнения. "Фу!" не должно поощряться так как другие команды; скорее, исполнение команды позволит собаке избежать неприятных ощущений. Команда "Фу!" должна произноситься низким голосом, напоминающим рычание. При повторном произнесении команды интонация должна стать более угрожающей.
  Когда щенок совсем маленький, нежелательное действие нужно прекращать мягко, но настойчиво. Скажем, двухмесячный щенок грызет ножку стола. Произнесите команду и перенесите щенка в другое место, например, на его коврик (но не на диван! Это уже будет поощрение). Если щенок упорствует, отвлеките его резким неприятным звуком (например, погремушкой) и также произнесите команду. Когда щенок подрастет, для прекращения нежелательного действия можно будет применять более серьезные наказания: рывок поводка, шлепок и т.д.
При запрещении очень важно использовать нужный момент времени. Окрик "Фу!" должен прозвучать точно в тот момент, когда собака делает что-то непозволительное, и ни секундой позже.
  Команда "Нельзя!" отличается от "Фу!" только названием: произносится быстрее и легче. Какую именно команду вы выберете для запрещения - ваше личное дело. Взрослая собака будет понимать и "Фу!", и "Нельзя!", и "Хватит!", и другие запрещающие слова.

"Тихо!"
  Эта команда, похожая на команду "Фу!", необходима для от учения от громкого, беспричинного лая. Принцип обучения здесь такой: лающую собаку отвлекают каким-либо образом, подают команду "Тихо!" и поощряют, когда собака прекратила лаять. 
  Здесь тоже очень важен момент поощрения: собака должна четко связать поощрение с прекращением лая и при этом попять, что желаемого она добивается не лаем, а наоборот. Для того, чтобы собака связала поощрение именно с прекращением лая, сделайте паузу: собака прекратила лаять, подождите немного и, если лай не повторяется, поощрите. 
Не нужно отучать собаку лаять вообще. Любую собаку, даже самую маленькую, хвалите за проявление сторожевого инстинкта. Но "сторожить" можно не так громко: слегка зажмите морду собаки, приговаривая "Тихо, тихо", приучая подавать тревожный сигнал только рычанием.

"Место!"
  Место щенка должно быть определено сразу после того, как он попал в ваш дом. Место собаки - ее "неприступная крепость". Щенка никогда нельзя насильно вытаскивать с его места. Даже для наказания собака должна выйти с места добровольно. Особенно важно объяснить это детям: собаку, которая ушла на свое место, нельзя трогать. 
В начале обучения собака по требованию должна отправляться на свое место. Сначала щенка относят туда, приговаривая: "Место!" и поглаживая. Когда собака самостоятельно отправляется на место, ее поощряют.
Когда "отправление на место" отработано, приступают к обучению выдержке: собака должна оставаться на месте до тех пор, пока ей не дадут разрешающую команду. Посадите щенка на место и дайте команду. Чтобы он не смог уйти, если не захочет выполнить команду, наденьте на него обычный или рывковый ошейник и поводок. Когда он сделает попытку уйти, твердо и решительно остановите его, усадите на место и начните все сначала. Здесь очень важно не переутомить щенка. Сначала добейтесь, чтобы он сидел на месте хотя бы несколько секунд, поощрите его за это, постепенно увеличивая время "сидения" на месте. Этот навык очень понадобится щенку на дрессировочной площадке, когда нужно будет отрабатывать выдержку. Это удобно и дома: если собака мешает, ее отправляют на место, и она остается там столько, сколько это нужно хозяину.

По команде "Покажи зубы!" (которая дается в приказной интонации), хозяин кладет правую руку ладонью под мордой шенка, а левую - сверху морды. Повторив команду еше раз, он большими пальцами обеих рук раздвигает губы шенка и осматривает зубы. Если щенок не сопротивляется, его хвалят и дают лакомство.
Осмотр зубов проводят ежедневно, тогда щенок быстро привыкнет к процедуре и не будет возражать, когда нужно будет показать зубы на выставке или дрессировочной площадке.

"Сидеть!"
В возрасте 1,5-2 месяцев приучают щенка садиться, для чего четко, спокойным голосом произносят команду "Сидеть!" и одновременно приподнимают руку с лакомством над головой щенка, занося ее немного назад. Щенок поднимет голову, чтобы посмотреть на лакомство, и сядет. Как только щенок сядет, повторяют команду вслед за ней ласковым тоном произносят "Хорошо!" и дают щенку лакомство. После многократных повторений этого приема щенок усвоит навык, и в дальнейшем вместо лакомства можно будет произносить только восклицание "Хорошо!" и поглаживать щенка.

Дополнительные необходимые команды

Это команды, которые не входят в общий курс дрессировки, но обучение которым полезно для любых собак. Каждый владелец сам определит такие необходимые команды. Вот несколько примеров.

  Команда "Машина!" звучит, когда вы с собакой подходите к автомобильной дороге. Собака должна остановиться и ждать ваших указаний. В принципе, это тоже, что и команда "Стоять!". Можно научить бояться машин или, по крайней мере, осторожно к ним относиться. Если собака любит преследовать машину, в момент совершения этого действия собаку останавливают рывком поводка, ударом, можно бросить в собаку какой-то предмет и т. д. Очень удобен ошейник с электротоком, который управляется на расстоянии: собака вроде бы свободна, хозяина рядом нет, но в момент совершения неправильного действия собака получает довольно чувствительный удар. Когда вы обучаете собаку прекращению неправильного действия, очень легко сделать ошибку и не вовремя дать поощрение. Собака может решить, что ее поощряют именно за действие. 

Собака должна уметь правильно вести себя на поводке. Нередко собака на прогулке сама запутывается в поводке и запутывает в нем хозяина. Чтобы избежать этого, собаку обучают командам "Рядом!", "Вперед!" и т.д. Кроме этих команд, удобно научить собаку командам "Обойди!" и "Ногу!"- "Обойди!" значит обойти препятствие, например, дерево, чтобы не запутаться поводком. По этой команде собака возвращается назад по направлению поводка и обходит препятствие. Приучить к этой команде несложно: когда собака, гуляя на длинном поводке, зашла за дерево, потяните за поводок и скомандуйте "Обойди!". Когда собака обошла препятствие и "распуталась" из поводка, похвалите ее. Через некоторое время собака усвоит, что от нее требуется, и будет делать это сама, не дожидаясь команды.
Команда "Ногу!" подается собаке, когда поводок запутался у нее между лап. Освободите запутавшуюся лапу, приговаривая: "Ногу, ногу!". Со временем будет достаточно слегка подергать поводком, чтобы собака освободила затгутавшуюся лапу.
  Обучение плаванию заключается в приучении к воде, так как все собаки умеют плавать от рождения. Многие собаки добровольно и с удовольствием идут в воду, некоторые боятся воды и очень немногие ненавидят воду. Приучайте щенка сначала подойти к воде, потом смочить лапки, постепенно заводите его все глубже. Здесь очень важен пример: щенок, который сам не хочет идти в воду, с удовольствием последует за вами или за другой собакой. Если щенок пугается, оставьте его и начните урок опять чуть позже.

Другие необходимые команды, такие, как "Домой!", "Спать!", "Кушать!", "Дай мячик!" и так далее, выучиваются также методом поощрения и наказания.
Следующий этап обучения - общий курс дрессировки - необходим в первую очередь для служебных собак.


Общая дрессировка

"Сидеть!"

Умение садиться и оставаться в таком положении является исходным для многих действий и входит в более сложные и часто используемые команды. Команда может подаваться словом "Сидеть!" или жестом - правая рука согнута в локте, ладонь открыта и поднята вертикально. Собаку обучают команде при помощи лакомства, слегка нажимая на поясницу (ближе к крестцу) и оттягивая поводок вверх и назад.
Выработать условный рефлекс садиться по команде можно двумя способами: вкусопоошрительным и контрастным (см. Приемы дрессировки). Вкусопоощрительный прием применяется чаще при дрессировке молодых собак, собак с преобладанием пищевого инстинкта, слишком злобных. Навык, выработанный контрастным способом, более стоек.
Вкусопоощрительный прием: собака находится слева от дрессировщика, на коротком поводке. В правой руке дрессировщик держит лакомство. Он называет кличку собаки и после небольшой паузы подает команду "Сидеть!" с приказной интонацией, подносит руку с лакомством к морде собаки, давая его обнюхать, а затем плавно поднимает руку над головой собаки и отводит несколько назад по направлению к холке. Собака, пытаясь достать лакомство, поднимает голову, тянется за ним, а так как поводок удерживает ее от прыжка, то она запрокидывает голову и постепенно сидится. Как только собака сядет, дрессировщик поощряет ее лакомством, поглаживанием и восклицанием "Хорошо!".Такой способ дрессировки не подходит для темпераментных собак, у которых пищевой инстинкт слишком силен. Эти собаки попытаются выхватить лакомство, будут крутиться на месте, и условный рефлекс на команду будет сложно закрепить.
Контрастный прием: собака стоит около левой ноги дрессировщика на коротком поводке. Дрессировщик поворачивается к ней вполоборота и берет поводок в правую руку в 10-15 см от ошейника. Подав в приказной интонации команду "Сидеть!", он накладывает на поясницу ближе к крестцу левую руку (ладонью вниз, большим пальцем к себе) и нажимает, принуждая собаку сесть. Одновременно правой рукой дрессировщик натягивает поводок вверх и назад. Как только собака сядет, дрессировщик, повторив команду "Сидеть!", поглаживает ее и дает лакомство. Выдержав собаку в положении сидя 5-10 с, дает команду "Гуляй!". Упражнение повторяется через 5-6 мин. После того, как команда отработана, вводят жест. Через некоторое время, когда собака привыкает реагировать на жест, команду можно не произносить.
Когда собаку приучают к жесту, дрессировщик встает перед ней, постепенно увеличивая расстояние. Если при отходе дрессировщика собака пытается встать и идти за ним, то немедленно подается команда "Сидеть!", громко и с угрожающей интонацией. В том случае, если собака все же встала и идет к дрессировщику, он быстро подходит к ней, грозно говорит: "Сидеть!", при необходимости усаживает ее на прежнее место. Одновременно с увеличением расстояния между дрессировщиком и собакой увеличивается и время выдержки собаки в сидячем положении.
Навык считается отработанным, если собака четко, быстро и безотказно садится из любого положения, по команде или жесту дрессировщика, находясь от него на удалении 15 м, и сохраняет это положение с выдержкой до 15 с.
Нежелательно часто подзывать к себе собаку из положения сидя, это может ослабить выдержку. Не стоит также произносить команду много раз: произнесите "Сидеть!" и потребуйте выполнения (самостоятельно или с вашей помощью). Чрезмерное наказание также не ускорит усвоение команды.

"Лежать!"

Прежде всего выясним вопрос, в каком положении должна лежать собака. Некоторые школы дрессировки указывают, что голова собаки должна быть вытянута и лежать на передних лапах, касаясь кончиком носа конца лап (так должна лежать охотничья собака). Для служебной собаки такое положение головы кажется неправильным: когда голова опущена, собака расслаблена и не так активно реагирует на окружающее. Поэтому в положении лежа голова собаки должна быть поднята. Заднюю часть тела собака не должна заваливать набок; собака должна ровно лежать на обеих задних лапах.
Команде "Лежать!" соответствует жест: правая рука поднимается вперед, ладонью вниз, на уровень плеча и быстро опускается вниз.
Приучить собаку ложиться по команде можно тремя способами: вкусопоощрительным, контрастным с нажимом на холку собаки и вытягиванием ее лап вперед, а также рывком поводка вниз. Прием легче отработать из положения сидя, после закрепления команды "Сидеть!".
Вкусопоощрительный способ: собака на коротком поводке находится у левой ноги дрессировщика. Посадив собаку, он делает пол-оборота влево и берет в левую руку поводок, придерживая его возле ошейника. Взяв в правую руку лакомство и нагнувшись, подносит его к морде собаки и дает команду "Лежать!". Постепенно опуская руку вниз и несколько вперед, заставляет собаку лечь. Когда собака ляжет, поощряет ее поглаживанием и лакомством. Положение фиксируется рукой в течение 10-15 с, затем собаке предоставляется свободное состояние.
Второй способ: после того, как собака сядет, дрессировщик дает команду "Лежать!", кладет левую руку на холку собаки и надавливает по направлению вниз. Правой рукой он берет передние лапы собаки и легко оттягивает их вперед (несколько приподняв кверху), что заставляет собаку лечь. Как только собака ляжет, ее поощряют и удерживают 10-15 с. Попытки собаки встать пресекают командой "Лежать!", поданной с угрожающей интонацией и одновременным нажимом на холку.
Третий способ: собака находится слева от дрессировщика. Поводок пропускается под его левой ногой. Кольцо ошейника собаки должно находиться под шеей собаки. Когда дрессировщик подтягивает поводок на себя, поводок тянет собаку вниз, заставляя ее лечь. Из такого положения удобнее сделать рывок поводком, чем просто дернуть поводок вниз.
Все остальное: угрожающие и поощрительные интонации, воспитание выдержки, приучение к жесту делается так же, как при отработке команды "Сидеть!".
По окончании отработки команды собака должна безотказно ложиться из любого положения по команде или жесту дрессировщика, находясь от него на удалении 15 м, и сохраняет это положение до последующей команды с выдержкой до 15 с.
Важно научить собаку не просто ложиться, а ложиться в правильное положение, то есть, прямо, не заваливаясь на бок. В таких случаях нужно обязательно усилить принуждение и резкость тона команды и поправить неправильное положение собаки. Так как это можно сделать, только при непосредственной близости к собаке, то не следует отходить от собаки и отрабатывать выдержку, пока она не усвоила правильное положение.

"Стоять!"

Этой команде собака должна подчиняться из любого положения; если собака двигается, она должна остановиться, "как вкопанная".
Команде "Стоять!" соответствует жест: взмах правой руки, слегка согнутой в локте, ладонью вверх, от бедра вперед на уровень пояса и опускание вниз к бедру правой ноги.
Для принуждения собаку приподнимают рукой под живот или подтягивают вверх поводком. После выполнения команды собаку еще некоторое время удерживают в таком положении, поощряют и дают лакомство. После того, как собака усвоила правильное положение, приступают к отработке выдержки и приучению к жесту.
Очень важно своевременное поощрение и исправление позы. Эта команда иногда усваивается сложнее, чем команды "Сидеть!" или "Лежать!", так как довольно сложно бывает отучить собаку переступать лапами или делать маленькие шажки. Следует также очень терпеливо подойти к выработке выдержки: начиная с нескольких секунд, постепенно, в течение ряда занятий увеличивать время.

"Ползи"

К этой команде приступают после выработки условных рефлексов на команды "Сидеть!" и "Лежать!". Первые занятия следует проводить на ровной, сухой, открытой местности без камней, сучьев и других острых предметов.
  Дрессировщик укладывает собаку слева от себя, держа ее на коротком поводке. Затем, переложив в правую руку собранный поводок, дрессировщик кладет ладонь левой руки на холку собаки и, подав команду "Ползи!", подтягивает поводок вперед. Он может сам чуть продвигаться вперед, побуждая и собаку двигаться.
Если собака пытается встать, то дрессировщик предупреждает это движение, нажимая ладонью на холку собаки, и повторяет команду. Выполненная команда сразу же поощряется поглаживанием или лакомством.
Ползание быстро утомляет собаку, поэтому на первых порах не заставляйте собаку ползти дальше, чем 1-2 м. Вместо подтягивания поводком можно использовать лакомство: его держат перед носом лежащей собаки, постепенно отодвигая, одновременно надавливая на холку собаки, не давая ей встать. Лакомство можно заменить предметом, который собака особенно любит (игрушка или апорт).
Когда собака научится ползать рядом с дрессировщиком, переходят к следующему этапу. Собаку укладывают командой "Лежать!" и кладут лакомство или предмет в 2-3 м от нее. Затем дрессировщик подает собаке команду "Ползи!", левой рукой придерживает ее за холку, предупреждая вставание, и подталкивает собаку вперед. Когда собака достигает лакомства или предмета, ее поощряют {нельзя разрешать собаке брать лакомство с земли!).
  Некоторые собаки, отказываясь ползти, переворачиваются на спину. Тогда дрессировщик укладывает собаку между своих ног, что не дает ей переворачиваться, и, взяв собаку за ошейник, принуждает ее двигаться вперед, подавая команду. При первых же попытках собаки ползти поощряет ее лакомством и повторяет команду.
По мере выработки навыка увеличивается расстояние переползания и усложняется рельеф местности. Обученная собака должна ползать самостоятельно и вместе с дрессировщиком, не обращая внимания на местность или погодные условия.

Общая дрессировка


"Рядом!"

  Задачей дрессировщика является обучение собаки по команде "Рядом!" находиться у левой ноги, на месте и во время движения. Собака, следуя у ноги дрессировщика без поводка, не должна убегать и в тех случаях, когда на нее будут воздействовать различные внешние раздражители. Собака должна находиться именно у левой ноги дрессировщика, чтобы его правая рука была совершенно свободна. Собака находится у левой ноги приблизительно серединой своего корпуса - это положение дает ей свободное движение в пределах длины ее корпус<

Категория: Дрессировка | Добавил: М@ш-ко (11 Сентября 09)
Просмотров: 8159 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Спасибо за вход на сайт!